Исполнители жанра country

Lucinda Williams


Американская исполнительница Люсинда Уильямс родилась в 1953 году в штате Луизина. Ее отец был поэтом и увлекался игрой на фортепиано, что во многом предопределило судьбу Люсинды, ведь с самого детства она была неразлучна с музыкой. Так, следуя примеру отца, юная Уильямс начала писать в шесть лет, а в двенадцать уже училась играть на гитаре. Дебютное выступление певицы прошло в Мехико Сити, когда ей было всего семнадцать лет. Талант исполнительницы не остался незамеченным, и количество поклонников Люсинды, которые по достоинству оценили ее искренность и мастерство, постепенно увеличивалось.
Уильямс продолжала много выступать, и со временем ее стиль окончательно сформировался: неизменные элементы фолка, рока и кантри стали фирменной чертой певицы. К концу семидесятых она была готова попробовать свои силы в студийной работе. Так, альбом кавер-версий различных блюзовых и кантри композиций, получивший название Ramblin', увидел свет в 1979 году. Спустя год состоялся релиз пластинки Happy Woman Blues (1980), на которую вошли уже оригинальные песни Люсинды. Лонгплей привлек внимание слушателей, а следующего студийного альбома Уильямс им пришлось ждать долгих восемь лет. Тем не менее, вышедший в 1988 году одноименный альбом Lucinda Williams полностью оправдал все ожидания меломанов. Более того, третий лонгплей оказался настолько сильным, что в 1998 году он был переиздан и получил несколько бонус-треков. Многие критики сошлись во мнении, что Lucinda Williams стала одной из самых сильных работ певицы, а к 2000 году в США было продано более ста тысяч копий пластинки.
В 1994 году исполнительница удостоилась награды Грэмми за песню Passionate Kisses в номинации Лучшая Песня В Стиле Кантри. Престижная награда стала лучшим доказательством того, что творчество Люсинды пришлось по вкусу не только ее поклонникам, но и членам жюри премии Грэмми. А это, согласитесь, многое говорит о качестве материала, представленного Люсиндой. В девяностых годах двадцатого века певица порадовала меломанов такими сильными студийными работами как Sweet Old World (1992) и Car Wheels On A Gravel Road (1998). Стоит отметить, что последний занял достойное место в дискографии Люсинды. В двадцать первом веке она порадовала своих поклонников традиционно сильными лонгплеями: Essence (2001), World Without Tears (2003) и многими другими. В 2005 году состоялся релиз первого концертного альбома певицы, получившего название Live @ The Fillmore. Отличная подборка композиций и невероятная атмосфера пришлись по вкусу не только старым слушателями Уильямс, но и всем ценителям живого звука.
В 2007 году вышла студийная работа West, занявшая третью строчку Кантри-Чарта в Канаде, а в следующем году лонгплей Little Honey (2008) сумел добраться и до самой вершины того же хит-парада. Эти успешные работы доказали, что у Уильямс по-прежнему есть масса свежих идей, которыми она с удовольствием делится со слушателями. Искренность – вот за что меломаны так полюбили творчество Люсинды, и эта открытость и стала визитной карточкой певицы. В 2011 году исполнительница выпустила свой новый лонгплей под названием Blessed, ставший логичным развитием ее предыдущих работ.

Просмотров: 48

Dustin Kensrue


В мире не так много авторов и исполнителей, которым удается одинаково успешно демонстрировать свои музыкальные проявления в разных ипостасях. Это люди, которые могут убедительно и успешно работать в противоположных течениях популярной музыки. С релизом "Please Come Home", Dustin Kensrue присоединяется к этой плеяде.
Если, в данный момент он известен широким массам как голос Thrice, уважаемой, основательной, сверх успешной хоть и в андеграунде, группы, почитаемой за виртуозность, мощь и креативность, альбом Please Come Home призван изменить этот факт. Десятком глубокомысленных акустических песен, от темных, философских с внутренней направленностью, до откровенно трепетных, Kensrue скорее навеет слушателям творения, таких мастеров как Bruce Springsteen, Elvis Costello и Ryan Adams. Смешивая классический фолк с приземленным блюзом, мелодичным кантри и глубоким соулом, Kensrue создает неповторимый акустический пейзаж, который в полной мере отображает его музыкальную разносторонность.
Песни, возведенные на поле мудрости и надежды разительно отличаются от бессмысленности праздного существования, присущего песням некоторых артистов, но в то же время не позволяют себе увлечь слушателя в пучину депрессии. Они несут свет в бездну, погружаясь в темноту и держась одной рукой за веру, надежду и любовь. Кружась в водовороте, или качаясь на волнах мелодий органа и гармоники, восемь песен альбома населены грешниками и праведниками, как в песнях Blood and Wine и Consider the Ravens. В песнях Please Come Home и Pistol мы встречаем мужчин, запутавшихся в переживаниях и безнадежно потерянных внутри себя, жестоких и расчетливых женщин, чья любовь - это механизм управления.
"Большая часть песен - реалистичные, одна из черт, которых я пытался достичь при написании," - говорит Kensrue. " в песнях Thrice больше безудержного потока мыслей и чувств. Мне нравится делать то, частью чего себя чувствуют люди, но в этот раз я хотел придать песням фолкового звучания, в том смысле, что это непринужденная музыка нашей природы."
Родившийся, выросший и до сих пор живущий в пользующимся славой несерьезного, городе Orange County, штат California, Kensrue - это аномалия музыкально среды тех мест. В песне I Knew You Before он открыто выступает против действий СМИ и организаций, уничтожающих достоинство и самоуважение женщин. С подросткового возраста, везде таская с собой акустическую гитару, Dustin унаследовал традиции именно восточного побережья как в духе своей музыки, так и в ее форме. И, конечно, Please Come Home - блестящее тому подтверждение. Альбом, впитавший теплоту и глубину самопознания присущего песням таких признанных мастеров как Grant Lee Phillips и David Gray, получился вдумчивым и трудным.
Медленные баллады или оживленные песни открывают его душу без страха быть эмоционально раскрытым, как в песне I Believe, в которой описывается нелегкий путь к вере.
В каком-то смысле, песни с Please Come Home уходят корнями в далекое прошлое, когда Kensrue, еще до участия в Thrice, играл на улицах южной Калифорнии за мелочь и, в большей степени, за чувство взаимодействия с аудиторией, не важно какой численности.
Недавно он совершил пару сольных акустических туров по северо-восточным и юго-западным штатам (включая успешные концерты в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Филадельфии, Сан-Диего и в Орандж Каунти). Сет был представлен в виде новых песен и кавер-версий, включая запомнившуюся версию хита Counting Crows' "Round Here и смелую акустическую интерпретацию "Hide and Seek" группы Imogen Heap.
На вопрос о зарождении сольного проекта, музыкант отвечает, что альбом Please Come Home начал формироваться, когда он стал писать песни, которые не всегда подходили под стилистику Thrice. Во время последнего тура по США, он и гитарист Teppei Teranishi занялись воплощением этих идей в жизнь. Выступая сопродюсерами диска, они засели в студии с другом и гитарным техником по имени Chris Jones.

Просмотров: 58

Kathleen Edwards


Кэтлин Эдвардс родилась в Оттаве, Канада, 11 июля 1978 года в семье дипломатов. В пять лет она начала заниматься скрипкой, и занималась ею до 17 лет. И вот однажды она услышала пластинки Нила Янга и Боба Дилана, которые она нашла в коллекции своего брата… Именно брат Тим купил для нее первую пластинку - это был диск Тома Петти.
Музыка группы Whiskeytown и Райана Адамса вдохновила ее на сочинение собственных песен, а альбом Whiskeytown "Strangers Almanac", по признанию самой Кэтлин - один из любимых дисков в её коллекции.
К моменту окончания колледжа она уже была достаточно известна по выступлениям в клубах родной Оттавы.
В 1999 году Кэтлин записывает свой дебютный EP "Building 55", гастролирует по Канаде, разогревая выступления Hayden и Jane Siberry. Но признание приходит не сразу - и она переезжает в Квебек, где и сочиняет большую часть материала для первого полноценного альбома "Failer". Только спустя почти два года, в январе 2003 года, диск выпускает фирма Zoe/Rounder - альбом получает восторженные отзывы критиков и Кэтлин выступает уже перед такими гигантами как Боб Дилан и Rolling Stones.
В 2004 году Эдвардс возвращается в студию для записи второго альбома Back To Me, который продюсирует ее тогдашний муж, гитарист Колин Криппс (развелись в 2010).
Третий диск, Asking For Flowers, появился в марте 2008-го.
В записи Back to Me и Asking for Flowers принимал участие клавишник из группы Тома Петти, Бенмонт Тенч.
4-й студийный альбом, Voyageur, появился на свет в январе 2012 года. Джастин Вернон из группы Bon Iver выступил в качестве со-продюсера.
В июне 2014 года, канадская пресса сообщила, что Кэтлин на время покидает музыкальный бизнес. Чуть позже, в пригороде Оттавы, Ститтсвилле, открылась кофейня под названием Quitters.

Просмотров: 48

Kris Kristofferson


Крис Кристоферсон (англ. Kristoffer Kristofferson; 22 июня 1936, Браунсвилль, Техас) — американский актёр, поэт-бард. В 1960-е годы изменил облик музыки кантри, под влиянием творчества Боба Дилана развернув ее от эксплуатации шаблонных ковбойских и романтических мотивов к более глубоким формам личностного выражения.

Просмотров: 45

The Kingston Trio


The Kingston Trio — американкое поп-/фолк-трио, образовавшееся в 1957 году в Паоло-Альто, Калифорния и сыгравшее существенно важную роль в развитии фолк-сцены 1960-х годов, в частности, в превращении её из узкого, элитарного движения в массовое явление. The Kingston Trio — Дэйв Гард, Боб Шейн и Ник Рейнольдс — имели феноменальный для представителей своего жанра коммерческий успех, чем (согласно Allmusic) во многом изменили само направление развития американской поп-культуры 1960-х годов.

Просмотров: 38

Seasick Steve


Steve Wold, известный под прозвищем «Seasick Steve», родился в Окленде (США, штат Калифорния). Его родители развелись, когда ему было 4 года. В 8 лет его взялся обучать игре на гитаре старик из Миссиссиппи. В 13 лет Стив ушёл из дома и долгие годы бомжевал в Штатах, катался на товарняках по всей стране в качестве хобо, перепробовал кучу профессий прежде чем стать профессиональным музыкантом. Вообще, ему не нравится, когда его называют блюзмэном. Себя он предпочитает называть «a song and dance man». Когда его спросили о прозвище, он ответил: «Потому что это чистая правда, мне всегда хреново на кораблях.» Отдельного внимания заслуживают его музыкальные инструменты.
«Трёхструнное Экстатическое Чудо» — самая обыкновенная гитара, но только с тремя струнами. У неё имеются древние звукосниматели для гармонической гитары, кусочки туалетной бумаги, а так же полоски герметизирующей ленты (duct tape). Стив часто рассказывает историю, про то как купил за 75 баксов эту гитару в городке Кома (Миссиссиппи) у мужика по имени Шерман, купившего её, за день до этого, всего за 25 баксов. Стиви обещал, шутки ради, никогда не ставить на неё полный комплект струн и объехать весь мир, рассказывая историю про то, как Шерман оставил его без гроша. Часто Стиви, откладывая, или беря в руки гитару, говорит: «Самый большой кусок дерьма на свете, клянусь вам!»
«Однострунный Лук Дидли» — струна, натянутая на два гвоздя, вбитых в деревяшку. Во время игры используют слайдер, или любой другой кусок металла.
«Миссиссиппская Драм-машина » — маленькая деревянная коробка из под консервов, которую нещадно долбят ногой. Отдекорирована кусочком ковра и автомобильным номерным знаком штата Миссиссиппи.

Просмотров: 40

Dolly Parton


Долли родилась в сельской местности (штат Теннесси) в семье из двенадцати детей (её сестра Стелла — известная певица). Сначала писала песни для популярных кантри-исполнителей, а в 1967 г. вышел её первый альбом «Hello I’m Dolly». Затем в течение нескольких лет выступала в дуэте с Робертом Вагонером.

Просмотров: 509

John Prine


Prine is the son of William Prine and Verna Hamm. Prine himself started playing guitar at age 14, taught by his brother, David. He was a postman for five years and served in the Army before beginning his musical career in Chicago.
In the late 1960s, while Prine was still delivering mail in Maywood, Illinois, he began to sing at open-mic evenings at the Fifth Peg on Armitage Avenue. Prine was initially a spectator, reluctant to perform, but eventually did so in response to a "You think you can do better?" comment made to him by another performer. Chicago Sun-Times movie critic Roger Ebert heard him there and wrote the first review Prine ever received, calling him a great songwriter. He became a central figure in the Chicago Folk Revival, which also included such singer-songwriters as Steve Goodman, Bonnie Koloc, Jim Post and Fred Holstein. Joined by such established musicians as Jethro Burns and Bob Gibson, Prine performed frequently at such clubs as the Earl of Old Town, the Quiet Knight, Somebody Else's Troubles and the Bulls.
Debut
In 1971 Prine's eponymous debut album was released. He and friend Steve Goodman had each been active in the Chicago folk scene before being "discovered" by Kris Kristofferson (Kristofferson remarked that Prine wrote songs so good that "we'll have to break his thumbs"). The album included his signature songs "Illegal Smile," "Sam Stone," and the folk and country standards "Angel from Montgomery" and "Paradise." The album also included "Hello In There", a song about aging that was later covered by numerous artists and "Far From Me," a lonely waltz about lost love for a waitress that Prine later said was his favorite of all his songs. The album received many positive reviews, and some hailed Prine as "the next Dylan." Bob Dylan himself appeared unannounced at one of Prine's first New York City club appearances, anonymously backing him on harmonica.
Prine's second album, Diamonds In The Rough, was a surprise for many after the critical success of his first LP; it was an uncommercial, stripped-down affair that reflected Prine's fondness for bluegrass music and features songs reminiscent of Hank Williams's work as Luke The Drifter. Highlights include the allegorical "The Great Compromise," which features a recitation and addresses the Vietnam War, and the touching ballad "Souvenirs," which Prine later recorded with Goodman.
Later albums include Sweet Revenge (1973), containing such fan favorites as "Dear Abby," "Grandpa Was A Carpenter," and "Christmas In Prison", and Common Sense (1975), with "Come Back to Us Barbara Lewis Hare Krishna Beauregard". The latter album was Prine's first to be charted in the US Top 100 by Billboard, reflecting growing commercial success. It was produced by Steve Cropper. Many veteran Prine fans view the release of 1978's Bruised Orange as a creative highpoint. The Steve Goodman-produced album gave listeners songs such as "The Hobo Song," "Sabu Visits the Twin Cities Alone," and the title track showing that he could capture the human condition as easily as writing politically inspired anthems.
In 1974, singer David Allan Coe achieved considerable success on the country charts with "You Never Even Called Me By My Name", written by Prine and Goodman. The song good-naturedly spoofed stereotypical country music lyrics. Prine refused to take a songwriter's credit and the tune went to Goodman, although Goodman bought Prine a jukebox as a gift from his publishing royalties.
The 1979 album Pink Cadillac features two songs produced by legendary Sun Records founder Sam Phillips, who by this time rarely did any studio work. The first number, "Saigon," is about a Vietnam vet traumatized by the war ("The static in my attic's gettin' ready to blow"). During the recording, one of the guitar amps blew up (which is evident on the album track). The other song Phillips produced is the folky "How Lucky," which is about Prine's hometown. "Chinatown," the first song on the record, contains what is Prine's most controversial lyrics, including a reference to "a slant-eyed chicky" and the line "I got a sugar rush that'd make a nigger blush." The song is completely at odds with the liberal-minded songwriter's previous work and baffled many fans and critics. It should be noted, however, that other songwriters of the era (including Randy Newman and John Lennon) also wrote songs that used strong, potentially offensive language, and it is likely that Prine was assuming a character in a song whose lyrics did not reflect his own beliefs.
Prine continued writing and recording albums throughout the 1980s and formed his own record label, Oh Boy Records. His songs continued to be covered by other artists; the country supergroup The Highwaymen recorded "The Twentieth Century Is Almost Over," which had been written by Prine and Goodman. Steve Goodman died of leukemia in 1984 and Prine continues to perform many of Goodman's songs in concert to this day, such as "My Old Man."
1990s
In 1991, Prine released the Grammy Award-winning The Missing Years, his first collaboration with producer and Heartbreakers bassist Howie Epstein. The title song records Prine's humorous take on what Jesus did in the unrecorded years between his childhood and his ministry. In 1995, Lost Dogs and Mixed Blessings was released, another collaboration with Epstein. Prine followed in 1999 with In Spite of Ourselves, which was unusual for him in that it contained only one original song—the rest were covers of classic country songs—and all were duets with well-known female country vocalists, including Lucinda Williams, Emmylou Harris, Dolores Keane, and Iris DeMent (whom Prine referred to as his "favorite girl singers".)
In early 1998, Prine was diagnosed with squamous cell cancer on the right side of his neck. He had surgery to remove the diseased tissue and was left with a substantial loss of tissue.] Some of Prine's listeners believe that the surgery has added "gravel" to his voice.] In 2003, he was given a Lifetime Achievement Award for songwriting by the UK's BBC Radio 2 and that same year was inducted into the Nashville Songwriters Hall of Fame. The following year saw his song "Sam Stone" covered by Laura Cantrell for the Future Soundtrack for America compilation.
Recent years
In 2005, Prine released his first all-new offering since In Spite of Ourselves, the album Fair & Square, which tended toward a more laid-back, acoustic approach than, for example, Lost Dogs and Mixed Blessings. The album contains songs such as "Safety Joe", about a man who has never taken any risks in his life, and also "Some Humans Ain't Human", Prine's protest piece on the album, which talks about the ugly side of human nature and includes a quick shot at President George W. Bush. Fair & Square won the 2006 Grammy Award for Best Contemporary Folk Album. The album contains original songs plus two covers: A.P. Carter's "Bear Creek Blues" and Blaze Foley's "Clay Pigeons."
Prine has taken his place as one of the most influential songwriters of his generation. In 2009, Bob Dylan told the Huffington Post that Prine was one of his favourite writers, stating "Prine's stuff is pure Proustian existentialism. Midwestern mindtrips to the nth degree. And he writes beautiful songs. I remember when Kris Kristofferson first brought him on the scene. All that stuff about "Sam Stone," the soldier junkie daddy, and "Donald and Lydia," where people make love from ten miles away. Nobody but Prine could write like that." In Johnny Cash's autobiography Cash, he admitted "I don't listen to music much at the farm, unless I'm going into songwriting mode and looking for inspiration. Then I'll put on something by the writers I've admired and used for years (Rodney Crowell, John Prine, Guy Clark, and the late Steve Goodman are my Big Four)…"When asked by Word Magazine in 2008 if he heard Pink Floyd's influence in newer British bands like Radiohead, Roger Waters replied "I don't really listen to Radiohead. I listened to the albums and they just didn't move me in the way, say, John Prine does. His is just extra-ordinarily eloquent music—and he lives on that plain with Neil Young and Lennon.Prine received the Artist of the Year award at the Americana Music Awards on September 9, 2005. The award was accepted in his name by awards host and long-time friend Billy Bob Thornton.

Просмотров: 48

Old Crow Medicine Show


Old Crow Medicine Show is an Americana string band based in Nashville, Tennessee. Their music has been called old-time, bluegrass, folk, and alt-country. Along with original songs, the band performs many pre-World War II blues and folk songs. Recording since 1998, they have released four studio albums—O.C.M.S. (2004), Big Iron World (2006), Tennessee Pusher (2008), and Carry Me Back (2012).

Просмотров: 972

Hank Williams


Хэнк Уильямс (англ. Hank Williams; полное имя Хайрам «Хэнк» Кинг Уильямс; (17 сентября 1923 — 1 января 1953) — американский автор-исполнитель, «отец современной музыки кантри». За пять лет активной музыкальной карьеры, прерванной его смертью в 29-летнем возрасте, Уильямс написал большое число песен, определивших облик музыки хонки-тонк и кантри в целом. Его традиции продолжает семья Уильямса — сын Хэнк Уильямс-младший, дочь Джетт Уильямс, а также внуки Хэнк Уильямс III, Холли Уильямс и Хиллари Уильямс.

Просмотров: 119

12

Пользовательское соглашение Правила

Copyright © 2019-2024
"Media-Song.ru"

Права на аудио-файлы, концерты, тексты песен, а также их переводы принадлежат их авторам. Вся информация представлена исключительно для ознакомления. Если у вас возникли жалобы, то воспользуйтесь специальной формой.