Amlia Rodrigues - Биография
Теги и жанры: female vocalists, portuguese, world
Амалия Родригес (порт. Amlia da Piedade Rebordo Rodrigues, 1 июля (по другим сведениям — 23 июля} 1920, Лиссабон — 6 октября 1999, там же) — португальская певица, «королева фаду» (>fado), «голос Португалии».
Родилась в столичном квартале Алкантара, в бедной многодетной семье, пятым ребёнком (из девяти), воспитывалась бабушкой по материнской линии. Дебютировала в 1938, в 1940 вышла замуж за гитариста Франсишку да Крус. В 1942 выступила в Мадриде.
Первые записи сделала в 1945 в Бразилии, где с огромным успехом концертировала на протяжении 4 месяцев. В 1949 гастролировала в Париже, в 1956, еще раз — в знаменитом зале «Олимпия». В течение жизни записала 170 альбомов. С 1947 много снималась в кино: первая роль — в музыкальной драме Армандо де Миранды «Чёрные плащи» (1947), роль в фильме французского кинорежиссёра Анри Вернея «Лиссабонские влюблённые» (1955) принесла ей европейскую известность, последний раз она снялась в фантастической ленте Вима Вендерса «До конца света» (1991). В 1950—1970-х концертировала в Нью-Йорке, Лондоне, Дублине, Триесте, Риме, Берне, Токио, Москве. В 1980-х стала выступать как композитор.
В честь пятидесятилетия на сцене Амалия Родригес получила в 1989 почетную награду из рук президента Португалии Марио Соареша, ее удостоил личной аудиенции папа Иоанн Павел II. В 1990 Родригес оставила сцену.
Прах певицы был перенесён в Национальный Пантеон Португалии. О ней сняты документальные фильмы Бруно де Алмейды «Амалия Родригес в Нью-Йорке» (1991), «Амалия на Всемирной выставке 1998 года» (1998), «Амалия Родригес: такая вот странная жизнь» (1995), «Искусство Амалии» (2000).
Собор Санта Энграсиа, Национальный Пантеон Португалии.
Дискография
* >Perseguio, 1945.
* >Tendinha, 1945.
* >Fado do Cime, 1945.
* >Ai Mouraria, 1945.
* >Maria da Cruz, 1945.
* >Ai Mouraria, 1951/1952.
* >Sabe-se L, 1951/1952.
* >Novo Fado da Severa, 1953.
* >Una Casa Portuguesa, 1953.
* >Primavera, 1954.
* >Tudo Isto Fado, 1955.
* >Foi Deus, 1956.
* >Amlia no Olympia, 1957.
* >Povo que Lavas no Rio, 1963.
* >Estranha Forma de Vida, 1964.
* >Amlia Canta Lus de Cames, 1965 (песни на стихи национального классика Луиса де Камоэнса).
* >Formiga Bossa Nossa, 1969.
* >Amlia e Vinicius, 1970 (с бразильским поэтом и композитором Винисиусом ди Морайс).
* >Com que Voz, 1970.
* >Fado Portugus, 1970.
* >Oia L Senhor Vinho, 1971.
* >Amlia no Japo, 1971.
* >Cheira a Lisboa, 1972.
* >Amlia no Caneco, 1976.
* >Cantigas da Boa Gente, 1976.
* >Lgrima, 1983.
* >Amlia na Broadway, 1984 (выступления в США).
* >Obsesso, 1990.
* >Lisboa a Noite, 1992.
>http://www.amalia.com/
Португальское фаду, которому уже как минимум 200 лет, – традиция народного музицирования в виде пения с акомпанементом на темы, зачастую, горькой судьбы и невосполнимой утраты (saudade). Слово «фаду» (fado) происходит от латинсккого fatum (от него же производны и английские fate, fatal, и французское fatale) – рок, судьба. Другие частые темы песен фаду – море, бедняцкая судьбина, любовь, богемная жизнь и т.д.). Амалию Родригиш португальцы называют Rainha do Fado – королева фаду; благодаря ей фаду стало известным и ценимым во всём мире, заняв своё место рядом с испанским фламенко. Классическое фаду исполняется поздним вечером, певец (певица) должен быть одет во всё чёрное…